Оставайтесь с нами
Психология архив

Концепции социального характера

Рассматриваемые концепции социального характера возникли в результате попыток социально—психологического и социологического истолкования некоторых специфических особенностей человеческого характера, связанных с социокультурными условиями формирования индивидов и своеобразием их образа жизни. Для развития понятия «социальный характер» большое значение имели этнографические исследования, установившие, что люди, живущие в одном обществе и принадлежащие к одной культуре, обладают некоторыми одинаковыми чертами, которые проявляются в фольклоре, мифах, правилах этикета, социальных нормах и т. д.

Э. Фромм определяет социальный характер как «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер — это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга». Э. Фромм выявляет типы социального характера. Классическому капитализму свойственны такие черты социального характера, как стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность; в современном западном обществе формируется социальный характер, ориентированный на рынок, в котором центральными оказываются стремление к потреблению, чувство неуверенности, одиночества, скуки и озабоченности. Социальный характер рабочего отличается такими особенностями, как пунктуальность, дисциплина, способность к совместному труду; социальному характеру крестьянина присущи индивидуализм, упорство, слабое чувство времени, слабая сопротивляемость изменениям. Социальный характер авторитарной личности Э. Фромм связывает с групповым нарциссизмом, распадом патриархально—семейных связей и с омассовляющей урбанизацией современного общества.

Сторонники концепции авторитарной личности связывают факт победы фашизма в Италии и нацизма в Германии с появлением определенных социально—психологических черт, составивших специфический тип личности: консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и др. (т. е. типичные черты люмпенизированной и маргинальной личности, «человека железного века»).

Д. Рисмен, определяя социальный характер как «более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить», отмечает, что такой характер способствует выполнению индивидом требований, которые ставит перед ним общество, и обеспечивает конформизм членов общества. Д. Рисмен вычленяет три исторических типа социального характера: ориентирующийся на традицию, внутренне ориентированный (ориентированный «изнутри») и внешне ориентированный (ориентированный «извне»); в последних двух случаях используется юнговское разграничение «интровертного» и «экстравертного» типов личности. Господство в современном западном обществе личности, ориентированной внешним образом (экстравертной личности), Д. Рисмен объясняет условиями жизни, структурой власти, способами воспитания детей в семье. Основную задачу современности он усматривает в выработке автономного социального характера, который не был бы ориентирован лишь на одобрение окружающих, на потребление, а способствовал формированию внутренне самостоятельной и активной личности.

1. Любая социальная целостность возникает всякий раз только из непосредственных взаимоотношений индивидов, а ее историческое развитие предполагает движение от состояния с преобладанием отношений типа «общины» (семья, соседские, приятельские отношения и т. д.) к состоянию с преобладанием отношений типа «общества» (социальные группы, организации, институты и т. д.).

2. Решающим моментом в развитии общества является разделение труда, в ходе которого первоначальная слитность заменяется выдвижением на передний план политической сферы, затем экономической и, наконец, духовной. При этом экономика выполняет функции адаптации социума к окружающей среде, политика — целедостижения через соответствующую систему символов, героев и ритуалов, а культура (духовная сфера) — поддержания образца взаимодействий в социальной системе за счет действующих базовых ценностей. При этом преступная (в целом криминогенная) сфера является также необходимым компонентом любого общества как следствие извечного закона единства и борьбы противоположностей, «злого» и «доброго» начал в человеке и в каждом социальном организме. Вопрос лишь в том, какое из этих начал в данном обществе и в данный исторический период доминирует. Причем оба начала присущи двум основным социальным составляющим — гражданскому обществу и государству. При победе преступности в масштабах государства возникает тоталитаризм сталинского и гитлеровского типов, а в масштабах гражданского общества — анархия, ведущая к уничтожению государства как такового. Этим, в частности, объясняется тот феномен, что при возникновении тоталитарных режимов уголовная преступность резко снижается, поскольку у власти находятся преступники политические, т. е. более масштабные и сильные, не терпящие «профессиональной» конкуренции. И наоборот, при возрастании роли гражданского общества в нем также оживает и развивается преступный элемент, не чувствующий уже тоталитарной «конкуренции» со стороны государства.

3. Культурно—исторические и политические системы, определяющие различные общества на разных этапах их развития, могут быть открытыми и закрытыми. Современная цивилизация развивается от закрытых общественных систем к открытым, что отражается на формировании глобального социального характера.

4. Стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей, обусловленную разделением труда и господствующей в обществе системой ценностей. Социальная роль является функцией, динамической стороной социальных статусов, высшие из которых в каждом обществе численно ограничены и за обладание которыми идет постоянная борьба между различными группами и индивидами.

5. Социальный характер представляет собой систему характерных социально—психологических особенностей, свойственную большинству членов определенной социальной целостности. Понятие социальный характер многоуровневое: оно может относиться к определенной исторической эпохе, к определенному типу общества, к определенному социальному слою.

Источник: Щекин Г. В., Социальная теория и кадровая политика

Реклама
МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ
Психология архив
Как ужиться с любимым человеком и не потерять рассудок

Краткие советы по вопросам взаимопонимания и «притирки» к пожеланиям своего избранника Мы все точно знаем, что любые отношения – это не просто наслаждение и готовый результат. Отношения – это тяжелая...

Читать далее
Психология архив
Как прожить счастливую жизнь?

То, как мы достигаем счастья, может быть разным для каждого из нас. Наши страсти, ожидания, жизненный опыт, и даже наши личности влияют на тот уровень счастья, который мы испытываем в...

Читать далее
Психология архив
7 типов одиноких женщин с котиком

Типы женщин, которые отказались от отношений с мужчинами в пользу гордого одиночества Дамы-одиночки бывают полярными. На южном полюсе — те, чье одиночество вызвано травматичным жизненным опытом. Это одиночество — свобода...

Читать далее
Психология архив
В темноте да не в обиде: секс, целлюлит, темнота

Темнота — друг молодежи: в темноте не видно… да ничего там не видно, это и к лучшему. А то мало ли что там можно увидеть: прыщики, например, или складочку на...

Читать далее
Психология архив
Бережливость и транжирство – черты характера, а не привычки

То, как мы относимся к деньгам и как распоряжаемся ими, в большой мере зависит, конечно же, от наших финансовых возможностей и привычек. Но задумывались ли вы, что умение или наоборот...

Читать далее
Психология архив
Холостяк vs женатый: чего они не хотят знать о женщинах?

Рябков и Сурков многое знают о девушках. Однажды мы спросили у Василия и Романа: чего вы не хотите знать о женщине? Василий Рябков — Женат Мы с женой знаем друг...

Читать далее
Популярно
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!