Арт-терапия — путь к самоисцелению

0
69 просмотров
арт-терапия

Современ­ное общество это общество высоких технологий и виртуаль­ных компьютер­ных систем. Новая реальность все более становит­ся искусственной, а человек все более становит­ся функцией этой реальности.

Пребывая во власти культур­ных и социаль­ных ограничений, он часто вынужден скрывать свои чувства и эмоции от окружающих, чтобы не показать­ся некорректным и неприемлемым в социуме. Психическая жизнь смещает­ся все более в сторону умствования, лишаясь эмоционально-чувствен­ных основ. Становясь «сухим и жестким» человек затрудняет­ся выразить в словах свои чувства, подавляет их, что приводит, в конце концов, к депрессии, психосоматическим расстройствам, аддиктив­ному поведению.

Таким образом, сосредоточившись на социаль­ных и экономических успехах, личность теряет с­вое физическое и духов­ное здоровье, радость бытия и познания. Не случай­но в лексику современ­ного челове­ка проч­но вошли такие выражения, как «синд­ром менеджера», «синд­ром эмоциональ­ного выгорания», определяющие состоя­ния физического утомления, эмоциональ­ного и умствен­ного истощения, которое возникает в результа­те хронического стресса. Проблема психического и соматического здоровья управленческих кадров становит­ся актуаль­ной в настоящее время.

В услови­ях массовой технологизации и компьютеризации, возникает потребность в наиболее лег­ко адаптируемых и гуман­ных направлениях, способствую­щих гармонизации, саморегуляции и самоисцелению личности. Одним из таких направле­ний являет­ся арт-терапия. В узком смысле — арт-терапия — это терапия искусством и изобразитель­ной деятельностью (рисование, лепка, коллаж), с применением различ­ных материалов (пастель, уголь, краски, восковые мелки, песок, ткань, фольга, бумага, глина, пластилин, специаль­ное тесто, камни, ракови­ны и т.д.). В широком смысле — арт-терапия — это терапия творческим самовыражением, которая включает в себя методы телесно-ориентирован­ной терапии, музыкаль­ной терапии, фототерапии, драматерапии,сказкотерапии, танцевально-двигатель­ной терапии, песоч­ной терапии и др., предполагающие различ­ные виды творческой экспрессии, связан­ные с выражением мыслей, чувств, потребностей лич­ности в процессе его работы над созданием образов и с различ­ными изобразитель­ными материалами.

Каждый человек по-раз­ному реагирует на стресс-факторы, в основе реакций на них лежат адаптив­ные возмож­ности нашей психики. Поэтому изменить с­вое психическое состоя­ние мож­но как самостоятельно, так и посредством занятий с арт-психологом.

В первом случае бывает достаточ­но посеще­ния художествен­ной выставки, театраль­ного спектакля, концерта, чте­ния произведе­ния любимого автора и т.д. Хорошее произведе­ние может вызвать у челове­ка гамму самых неожидан­ных пережива­ний — смех, слезы, восторг, удивление. Еще И.В. Гё­те говорил, что «человек не познает и не наслаждается, не создавая», т.е. и понима­ние и наслажде­ние есть процесс творчества. Л.Н. Толстой, отмечая суггестивный характер художествен­ного творчества, описывал особен­ности воздействия музыки: «Она (музыка) сразу непосредствен­но перенос­ит меня в то душев­ное состояние, в кото­ром находил­ся тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душой и вмес­те с ним переношусь из од­ного состоя­ния в другое».

Занятия с арт-психологом также становят­ся своего рода мостиком между внутренним ми­ром челове­ка и действительностью. Так, например, применяя метод «мандала» (с санскрита «круг») психолог предлагает, начав с центра круга заполнить изображением все его внутреннее пространство. Каждая мандала будет отражать психическое состоя­ние автора (проблемы, аффекты, тревоги, физическое состояние) в данный момент времени, позвол­ит вести как внешний, так и внутрен­ний диалог, а также поможет достижению состоя­ния глубокой концентрации, позволяющей использовать мандалу в качестве инструмента медитации. Символическое значе­ние цвета и образа используемого в мандале позволяет лучше познать особен­ности лич­ности автора.

Образы и символы в арт-терапии ускоря­ют и облегча­ют вербализацию переживаний, способству­ют снижению уровня психологических защит­ных механизмов. В ходе изобразитель­ного творчества, по мнению виднейшего психоаналити­ка К.Г. Юнга, происход­ит контакт с бессознательным, активизирующим компенсатор­ные процессы личности, где символообразова­ние являет­ся универсальным способом психической экспрессии. По утверждению пионера арт-терапии И.Чампернона, «наш внутрен­ний мир наполнен визуальными, ауральными, и телес­ными образами, являющими­ся наиболее подходящими вместилищами... чувств и представлений... эти образы являют­ся средством коммуникации между бессознательным и сознанием».

В процессе творчества происход­ит отреагирова­ние в безопас­ной форме различ­ных инстинктив­ных импульсов (сексуальных, агрессивных), эмоциональ­ных состоя­ний (страха, гнева, подавленности, депрессии и др.), снимает­ся психическое напряже­ние и снижает­ся вероятность нежелатель­ных проявле­ний дан­ных пережива­ний в социаль­ной среде. Видный представитель психодинамического направле­ния Э.Крис отмечает, что в арт-терапии «бессознатель­ные процессы с их разрушитель­ными эффектами преобразуют­ся в высокоэффективный инструмент созда­ния новых связей и форм, прогрессив­ных концепций и образов. Созна­ние и бессознатель­ное не толь­ко взаимосвязаны, но мож­но говорить о том, что мышле­ние полностью растворяет­ся в первич­ных психических процессах».

Известно, что арт-терапия способствует развитию правого полушария мозга. Исследования, проведен­ные в лаборатории Э.А.Костандова (Институт общей и судеб­ной психиатрии) обнаружили, что любая информация — и слова и образы — чуть быстрее воспринимают­ся и комплекс­но оценивают­ся правым полушарием. При некоторых психических заболеваниях, таких как шизофрения, нарушена опережающая роль правого полушария в восприятии информации. Известный ученый в области исследова­ния бессознатель­ного В.С.Ротенберг предположил, что «имен­но в правом полушарии формирует­ся образ «Я» — целост­ное образ­ное представле­ние челове­ка о самом себе». Таким образом, развитие правого полушария влечет за собой повыше­ние адаптив­ных возможностей лич­ности и нахождению новых позитив­ных способов коммуникации и моделей поведения.

Исцеляющие эффекты арт-терапии, известная английская арт-терапевт Д.Шаверьен, объясняет символическим мышлением, с помощью которого обеспечивает­ся связь внутренней и внешней реальности. Художественный образ становит­ся «средством воплоще­ния аффектов» и приобретает определенную силу влия­ния на личность, способствуя совершению с образом «определен­ных значимых манипуляций», в которых проявляют­ся особен­ности магического мышления.

Как правило, арт-терапия связана с визуаль­ными образами, одна­ко в ней все чаще используют­ся и другие формы творческой экспрессии, связан­ные с движением, танцем, музыкой и другими формами. Так одним из средств воздействия на личность в арт-терапии являет­ся музыка. Еще в древних цивилизаци­ях — Китае и Индии, Егип­те и Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для поддерж­ки души и лече­ния человека. В древ­ности считали, что все орга­ны облада­ют характер­ными частотами вибрации и правиль­но выбран­ные частоты внешнего воздействия помога­ют восстановить организм. Музы­ка привод­ит в действие природ­ные силы исцеле­ния и чем точнее подобрана мелодия, тем эффективнее ее воздействие на организм.

Звуковые образы стимулиру­ют глубин­ное восприятие и в этот момент слушатель и исполнитель пережива­ют подлин­ное очищение, назван­ное Аристотелем «катарсис». По словам Я. Морено, «в силу своей универсаль­ности и первоздан­ности катарсис оказывает воздействие на все формы выраже­ния — психические, соматические, сознатель­ные и бессознательные». В зарубеж­ных психологических школах (США, Швеция, Германия) давно и успеш­но применяет­ся музыкальная терапия для лече­ния и коррекции не толь­ко психологических, но и соматических заболеваний. В частности, исходя из тезиса психофизического единства человека, осуществляет­ся комплекс­ное воздействие, учитывающее физиологические, эмоциональные, коммуникатив­ные и органические регулятив­ные аспекты.

Анализируя дан­ные различ­ных зарубеж­ных школ, мы можем сделать вывод об эффектив­ности и возмож­ности использова­ния музы­ки в цел­ях развития творческого воображения, коммуникатив­ных умений, эмоциональ­ной сферы, эстетических потребностей, гармонизации личности. Воздействуя на подсозна­ние и на созна­ние человека, звук играет роль посредни­ка между внешним ми­ром и внутренней реальностью человека. Кроме того, зву­ки являют­ся возбудителями, побуждающими или стимулирующими внутреннюю фантазию, и это конструирова­ние совсем и­ных образов принадлежа­щих внутреннему миру человека. Образы, рожден­ные фантазией, могут быть источником радости и жизни, а могут быть и результатом душев­ного расстройства.

Известно, что музы­ка и ритм оказывая «трансовое» действие, ограничивающее логичес­ки функционирующее «умное» ле­вое полушарие и дающее волю правому, формирует в зависимости от характера музы­ки определен­ное состояние. Медитативная музы­ка несет в себе ниж­ние частоты оптималь­ного диапазона вибраций, поэтому и нос­ит она успокаивающий характер, восстанавливает прежде нарушен­ные связи в централь­ной нерв­ной системе и излечивают­ся при этом, как подтвержда­ют наблюдения, многие органические заболевания. Следует считать, что правиль­но подобранная мелодия может быть использована с лечеб­ной целью.

Соглас­но холистическому подходу личность — это функциональ­ное еди­ное целое, где взаимодействие тела и психи­ки неразрыв­но связано, а измене­ния в од­ной области сопровождают­ся изменениями в другой. Те­ло — это информационный канал, позволяющий м­ного рассказать о проблемах человеческой лич­ности посредством мимики, телодвижений, жестов, мышеч­ных зажимов. Одновремен­но это и канал воздействия на личность, особен­но в ситуации вербаль­ных блокировок и защит.

Еще в Древ­нем Егип­те считалось, что человек подобен космосу, а человеческое те­ло — храму, позволяющему проникнуть в тай­ны мироздания. При этом здоровье считалось признаком высокого духов­ного уровня, а те­ло прославлялось как Храм Знания. И не толь­ко в Егип­те — так, например, храмовые скульптуры Индии подчеркива­ют мягкость, округлость, гибкость и гармонию тела — место соедине­ния материи и духа. Мож­но привести множество примеров подтвержде­ния подоб­ных взглядов.

Присущее же запад­ной цивилизации разделе­ние тела и созна­ния ведут к разрушению гармонии и часто неадекватным политическим и социальным методам управления. Соглас­но основоположникам телесно-ориентирован­ной терапии (В.Райх, А.Лоуэн, Ф.Александер) в основе их методов леж­ит осозна­ние негатив­ного состояния, накопившего­ся в теле и превратившего­ся в зажимы и ригид­ные движения. Когда происход­ит осозна­ние через движение, человек заменяет старые способы и жесткие стереотипы новыми, естествен­ными и свободными, что, в свою очередь, ведет к изменению и оздоровлению психики.

Посредством телес­ной психотерапии конфликты, не выражен­ные в вербаль­ной форме, могут быть эффектив­но разреше­ны в процессе аффектив­ного проживания. «Телесная экспрессия есть соматическое проявле­ние типич­ной эмоциональ­ной экспрессии», — утверждает А.Лоуэн и как позитив­ные результаты терапии рассматривает следующие показатели: увеличе­ние уровня вибраций тела, углубле­ние дыхания, обостре­ние сознания, многообразие способов самовыражения. Таким образом, телесная терапия направлена на расшире­ние самосозна­ния и развитие возможностей человека.

Среди направле­ний многофактор­ного влия­ния арт-терапии выделя­ют не толь­ко вышеуказан­ные проявле­ния и эмоционально-личност­ные аспекты психики, но и развитие эстетических и нравствен­ных потребностей, коммуникатив­ных функций и способностей, что, несомненно, влияет на адаптацию лич­ности в целом. Являясь преимуществен­но техниками визуаль­ной творческой экспрессии арт- и телесно-ориентирован­ные технологии предполага­ют моделирова­ние реаль­ных жизнен­ных процессов, получе­ние опыта психологических изменений, а также освое­ние новых ролей и моделей поведения.

При этом в творческом процессе используют­ся разнообраз­ные способы коммуникаций — проективно-символические: рисунок, скульптура, коллаж и др.; сенсомоторные: движения, танец, голос; драматически-ролевые: имитация поведе­ний персонажей; вербальные: сообще­ние информации и обратная связь. Таким образом, искусство, являясь универсальным языком выраже­ния чувств, эмоций челове­ка стирает языковые барьеры, предлагая альтернативу. Осваивая произведе­ния искусства, человек лучше понимает, что чувствует автор, создавая произведение, сопереживает ему, и на этой основе, воспринимает произведение, переживая, и, наслаждаясь творчески, перерабатывает их в но­вое психическое качество. Обладая высоким катарсическим эффектом, искусство, как своеобразная исповедь, в которой человек свобод­но излагает свои чувства, способствует освобождению от психических напряжений.

арт-терапия как метод коррекции и лече­ния посредством художествен­ного творчества, привлекает в послед­ние десятилетия все большее внима­ние во всем мире. С развитием этого направле­ния связа­ны надежды на созда­ние гуман­ной методологии, в которой были бы учте­ны и использова­ны достиже­ния науч­ной мысли и искусства, интеллект, ум и чувства человека, его потребность и стремле­ние к действию, как на телесном уровне, так и духовном.

Возросший во всем мире интерес к арттехнологиям отражает потребность современников в более гуман­ных методах воздействия, обращен­ных к глубинным самоисцеляющим возможностям человеческой психики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here